Ответственность наследника по долгам умершего наследодателя

ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ НАСЛЕДОДАТЕЛЯ

Под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя на момент открытия наследства обязательства, не прекращающиеся со смертью должника.

Лицо, принявшее наследство, приобретает не только права, но и обязанности в отношении наследуемого имущества.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства (то есть с момента смерти наследодателя) независимо от дня его фактического принятия. Это означает, что за период, предшествующий фактическому переходу наследственного имущества в собственность наследника, на него возлагается бремя содержания наследственного имущества, в том числе оплата долгов наследодателя, коммунальных платежей, налогов на наследуемое имущество, страховых премий, оплата ремонта квартиры, машины и т.п. Оплата наследником расходов на содержание наследственного имущества или долгов наследодателя, является действием, свидетельствующим о фактическом принятии наследства (ч.2 ст.1153 Гражданского кодекса РФ). Все квитанции об уплате налогов, страховых взносов, коммунальных платежей, о погашении кредитов и др. необходимо предоставить нотариусу в подтверждение действий о принятии наследства.

Наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (ч.1 ст.1175 Гражданского кодекса РФ), то есть кредитор вправе требовать исполнение обязательства как от всех должников совместно, так и от любого от них в отдельности. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного  имущества (его рыночной стоимости на момент открытия наследства). В случае образования задолженностей, неоплаченные суммы по квитанциям, соответствующие штрафы, пени, проценты за пользование кредитными средствами, за несвоевременную уплату налогов и иных платежей будут в дальнейшем взыскиваться с наследника в том числе, в судебном порядке.

К налогам, оплата которых ложится на плечи наследников, относятся: транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог, торговый сбор.

Наследник должника по кредитному договору обязан возвратить кредитору полученную сумму и проценты в срок и в порядке, установленном договором займа. Открытие наследства не приостанавливает и не прерывает течение сроков исковой давности по требованиям кредиторов наследодателя. При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов не подлежат исполнению за счет личных средств наследников. Наследники не отвечают за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны кредитора. Иными словами, если кредитор, будучи осведомленным о смерти должника, в течение длительного времени не предъявляет наследникам (которые не знали об имеющемся долге) иск об оплате долга и процентов (чтобы сумма процентов была максимально большой), то суд вправе отказать такому недобросовестному кредитору в выплате процентов за весь период со дня открытия наследства. Сумма кредита может быть возвращена наследником досрочно при условии уведомления кредитора не менее чем за 30 дней до дня возврата. Требования кредиторов, возникшие после принятия наследства (например, по оплате унаследованной квартиры или коммунальных услуг) удовлетворяются за счет имущества наследников.

Неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, от возникших в связи с этим обязанностей, выплаты долгов наследодателя.

Все дела по спорам, возникающим из наследственных правоотношений, в том числе по требованиям, основанным на долгах наследодателя (например, по искам о взыскании задолженности наследодателя по кредитному договору, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по платежам о возмещении вреда, взысканным по решению суда с наследодателя) подсудны районным судам. В случае, если долги возникли уже у наследника, после принятия наследства (например, по оплате коммунальных платежей), и цена иска не превышает 50 тысяч рублей, иски с требования о возмещении долгов наследника подсудны мировому судье в качестве суда первой инстанции.

Наши адвокаты по наследственным делам рады  Вам помочь в решении Ваших наследственных вопросов!

Звоните!

8 (981) 813-37-93 (круглосуточно!)

Приходите в наш офис: Московский пр. 111 офис 404